В музыкальной теории трезвучия — это аккорды, состоящие из трёх различных нот, которые строятся по принципу чередования тонов в пределах музыкальной гаммы. Рассмотрим четыре основных вида трезвучий, построенных от каждой белой клавиши в рамках одной октавы на клавиатуре фортепиано:
Мажорные трезвучия образуются по схеме: основная нота (тоника) – большая терция – чистая квинта. Например, C-мажорное трезвучие будет составлено из нот C (до) – E (ми) – G (соль).
Минорные трезвучия построены по схеме: основная нота – малая терция – чистая квинта. Пример A-минорного трезвучия: A (ля) – C (до) – E (ми).
Уменьшенные трезвучия состоят из основной ноты – малой терции – уменьшенной квинты. Например, трезвучие B уменьшенное будет состоять из B (си) – D (ре) – F (фа).
Увеличенные трезвучия строятся как основная нота – большая терция – увеличенная квинта. Пример F-увеличенного трезвучия: F (фа) – A (ля) – C♯ (до-диез).
Теперь давайте построим эти трезвучия для каждой белой клавиши в пределах октавы:
- C (До): мажорное (C-E-G), минорное (C-E♭-G), уменьшенное (C-E♭-G♭), увеличенное (C-E-G♯).
- D (Ре): мажорное (D-F♯-A), минорное (D-F-A), уменьшенное (D-F-A♭), увеличенное (D-F♯-A♯).
- E (Ми): мажорное (E-G♯-B), минорное (E-G-B), уменьшенное (E-G-B♭), увеличенное (E-G♯-B♯).
- F (Фа): мажорное (F-A-C), минорное (F-A♭-C), уменьшенное (F-A♭-C♭), увеличенное (F-A-C♯).
- G (Соль): мажорное (G-B-D), минорное (G-B♭-D), уменьшенное (G-B♭-D♭), увеличенное (G-B-D♯).
- A (Ля): мажорное (A-C♯-E), минорное (A-C-E), уменьшенное (A-C-E♭), увеличенное (A-C♯-E♯).
- B (Си): мажорное (B-D♯-F♯), минорное (B-D-F♯), уменьшенное (B-D-F), увеличенное (B-D♯-F♯♯).
Обратите внимание, что некоторые увеличенные и уменьшенные трезвучия могут включать в себя ноты, выходящие за пределы обычных диатонических нот гаммы, что приводит к использованию диезов и бемолей.