Восточная тема действительно нашла отражение в творчестве русских композиторов, начиная с XIX века. Интерес к Востоку в русской культуре является частью широкого культурного феномена ориентализма, который охватил многие аспекты европейского искусства в этот период. Ориентализм проявился в привлечении внимания к экзотическим, "восточным" мотивам, что включало в себя и музыку.
Михаил Глинка, часто называемый "отцом русской классической музыки", считается одним из первых русских композиторов, кто ввел восточные элементы в свои произведения. Его опера "Руслан и Людмила" (1842), основанная на поэме Александра Пушкина, включает в себя "Восточный хор", который демонстрирует восточные мелодические и ритмические элементы. Также в оркестровых вставках к этой опере Глинка использует восточные мелодии и инструменты.
Александр Бородин, еще один выдающийся русский композитор, также привнес в русскую музыку восточные элементы. Его наиболее известное произведение, опера "Князь Игорь", содержит знаменитую "Половецкие пляски", которые вдохновлены восточной музыкой и танцем. Тематика опера основана на старинной русской истории и мифологии, но Бородин умело использует восточные мотивы для создания атмосферы.
Николай Римский-Корсаков, другой великий мастер русской музыки, также известен своими восточными влияниями. Он написал несколько произведений, которые явно вдохновлены Востоком, включая "Шехеразаду", симфоническую сюиту, которая рассказывает музыкальные истории из "Тысячи и одной ночи". Римский-Корсаков использовал восточные мелодии и гармонии, чтобы передать экзотическую атмосферу сказок.
Таким образом, восточная тема занимает важное место в русской музыке, причем начало этому положили такие композиторы как Глинка и Бородин, а затем тема продолжила развиваться в работах Римского-Корсакова и других композиторов.