C-moll, или до минор, — это один из минорных ладов, который может быть представлен в нескольких формах, включая натуральный, гармонический и мелодический.
Натуральный минор (C натуральный минор)
Натуральный минорный лад — это базовая форма минорного лада, который соответствует относительному мажору на три полутона ниже. В случае C-moll, относительный мажор — это ми-бемоль мажор (E♭ мажор). Структура натурального минора такова:
- Тоника (I): C
- Вторая ступень (II): D
- Малая терция (III♭): E♭
- Четвёртая ступень (IV): F
- Пятая ступень (V): G
- Малая секста (VI♭): A♭
- Малая септима (VII♭): B♭
Таким образом, натуральный до минорный лад записывается как: C, D, E♭, F, G, A♭, B♭.
Мелодический минор (C мелодический минор)
Мелодический минорный лад отличается тем, что в восходящем движении он изменяет VI и VII ступени на большие (то есть повышает их на полтона), чтобы создать более мелодичное звучание, близкое к мажору. В нисходящем движении он обычно возвращается к натуральному минору. В восходящем виде:
- Тоника (I): C
- Вторая ступень (II): D
- Малая терция (III♭): E♭
- Четвёртая ступень (IV): F
- Пятая ступень (V): G
- Большая секста (VI): A
- Большая септима (VII): B
Что касается нисходящего движения, оно обычно такое же, как у натурального минора: C, B♭, A♭, G, F, E♭, D, C.
Практическое применение
Натуральный минор часто используется для создания тёмного, мрачного или трагического настроения. Он наиболее близок к традиционному пониманию минорного звучания.
Мелодический минор используется для более лиричных и выразительных мелодий. В классической музыке он часто встречается в контексте вокальных произведений, чтобы облегчить исполнение и сделать мелодию более плавной.
В контексте гармонии и аккордов, композиторы и исполнители могут выбирать между этими формами минорного лада в зависимости от желаемого эмоционального эффекта или технических требований произведения.