D7 (доминантсептаккорд) и D65 (доминантный септаккорд с добавлением шестой ступени) могут быть использованы в контексте решения в различных тональностях, включая соль мажор и ми минор. Пошагово разберём, как это происходит.
1. D7 в соль мажоре
D7 состоит из нот D (доминанта в соль мажоре), F# (большая терция), A (квинта) и C (малая септима). В тональности соль мажор D7 является доминантсептаккордом и его разрешение обычно происходит на тонику G (соль мажор).
Разрешение аккорда:
- D ведёт в C или G
- F# ведёт в G
- A остаётся на месте или ведёт в G
- C ведёт в B или остаётся на месте
2. D65 в соль мажоре
D65 включает те же ноты, что и D7, плюс добавляется B (шестая ступень относительно D). Таким образом, структура аккорда будет D, F#, A, C, B. В разрешении этого аккорда B может остаться на месте (если оно разрешается в G-мажор), либо двигаться в другие ноты в зависимости от контекста.
Разрешение аккорда:
- D ведёт в C или G
- F# ведёт в G
- A остаётся на месте или ведёт в G
- C ведёт в B или остаётся на месте
- B остаётся на месте или ведёт в C
Разрешение в ми миноре
Ми минор - это родственный минор для соль мажора. Оба этих аккорда также могут быть использованы в ми миноре, но здесь они будут иметь немного другую функцию.
D7
D7 в ми миноре может действовать как доминантсептаккорд, разрешаясь на тонику E минор.
Разрешение аккорда:
- D остаётся на месте или ведёт в E
- F# ведёт в E
- A остаётся на месте или ведёт в B
- C ведёт в B
D65
В ми миноре, D65 будет иметь аналогичную функцию и разрешение.
Разрешение аккорда:
- D остаётся на месте или ведёт в E
- F# ведёт в E
- A остаётся на месте или ведёт в B
- C ведёт в B
- B остаётся на месте
Используя эти принципы, можно создавать интересные гармонические последовательности в композициях в ключе соль мажор и ми минор.