Доминантовый септаккорд играет ключевую роль в гармонии, создавая напряжение, которое разрешается в тонику, и таким образом способствует ощущению завершенности музыкальной фразы. Давайте рассмотрим доминантовые септаккорды и их обращения для каждого из упомянутых тональностей: Соль мажор (G), Фа мажор (F), и Ре мажор (D).
1. Соль мажор (G major)
В тональности Соль мажор доминанта — это нота Ре (D). Доминантовый септаккорд строится на пятой ступени, включая ноты Ре (D), Фа-диез (F#), Ля (A), и До (C).
- Основное положение: D7 (D-F#-A-C)
- Первое обращение (квинтсекстаккорд): D7/F# (F#-A-C-D)
- Второе обращение (терцквартаккорд): D7/A (A-C-D-F#)
- Третье обращение (секундаккорд): D7/C (C-D-F#-A)
2. Фа мажор (F major)
В тональности Фа мажор доминанта — это нота До (C). Доминантовый септаккорд на пятой ступени включает ноты До (C), Ми (E), Соль (G), и Си-бемоль (Bb).
- Основное положение: C7 (C-E-G-Bb)
- Первое обращение (квинтсекстаккорд): C7/E (E-G-Bb-C)
- Второе обращение (терцквартаккорд): C7/G (G-Bb-C-E)
- Третье обращение (секундаккорд): C7/Bb (Bb-C-E-G)
3. Ре мажор (D major)
В тональности Ре мажор доминанта — это нота Ля (A). Доминантовый септаккорд строится на пятой ступени и включает ноты Ля (A), До-диез (C#), Ми (E), и Соль (G).
- Основное положение: A7 (A-C#-E-G)
- Первое обращение (квинтсекстаккорд): A7/C# (C#-E-G-A)
- Второе обращение (терцквартаккорд): A7/E (E-G-A-C#)
- Третье обращение (секундаккорд): A7/G (G-A-C#-E)
Заключение
Каждое обращение доминантового септаккорда имеет свое звучание и функциональную роль в музыкальном произведении. Основное положение создает наибольшее напряжение, которое требует разрешения. Обращения же могут использоваться для создания плавных переходов между аккордами и добавления разнообразия в гармоническую последовательность. Знание и использование доминантовых септаккордов и их обращений позволяет композиторам и исполнителям создавать более эмоционально богатые и выразительные музыкальные произведения.