Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, близких друг другу по характеру, называется сюита. Сюита представляет собой циклическую форму, которая объединяет несколько контрастных, но тематически связанных частей или танцев. Первоначально сюиты появились в эпоху барокко и включали последовательность танцевальных пьес.
Части сюиты обычно контрастируют по темпу и ритму, но связаны общей тональностью или тематическим материалом. В барочной сюите часто встречаются такие танцы, как аллеманда, кура, сарабанда и жига. Однако композиторы могут включать и другие танцевальные формы или даже нетанцевальные пьесы, такие как менуэт, гавотта или бурре.
Сюиты широко использовались в барочной музыке, и многие известные композиторы этого периода, такие как Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, создавали сюиты для различных инструментальных составов, включая клавесин, оркестр и другие ансамбли.
В дальнейшем развитие сюиты как жанра продолжилось в классической и романтической музыке. Композиторы начали включать в сюиты не только танцевальные, но и программные элементы, основываясь на литературных или живописных сюжетах. Примеры таких сюит включают "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского, а также "Карнавал животных" Камиля Сен-Санса.
Современные композиторы также используют форму сюиты, адаптируя её под современные музыкальные и художественные задачи. Сюита остаётся популярной формой благодаря своей гибкости и возможности объединять разнообразные музыкальные идеи в цельное произведение.