Транспонирование музыкального произведения или упражнения означает изменение его тональности, при этом сохраняя интервалические соотношения между нотами. В вашем случае требуется транспонировать упражнения 207 и 208 из книги по сольфеджио Варламовой и Семченко в си-бемоль мажор и ре мажор.
Определение исходной тональности:
- Прежде всего, необходимо определить, в какой тональности написаны упражнения. Это можно сделать, посмотрев на ключевые знаки в начале музыкальной строчки и анализируя структуру упражнения.
Транспонирование в си-бемоль мажор:
- Си-бемоль мажор имеет два бемоля: си-бемоль и ми-бемоль.
- Сначала определите, на сколько полутонов нужно поднять или опустить каждую ноту исходного упражнения, чтобы перейти в си-бемоль мажор. Например, если упражнение в до мажоре, нужно опустить на два полутона.
- Не забудьте изменить ключевые знаки в начале строчки на два бемоля.
- Транспонируйте каждую ноту, учитывая новые ключевые знаки.
Транспонирование в ре мажор:
- Ре мажор имеет два диеза: фа-диез и до-диез.
- Как и с си-бемоль мажором, определите, на сколько полутонов нужно изменить каждую ноту. Например, если упражнение в до мажоре, поднимите на два полутона.
- Измените ключевые знаки на два диеза.
- Транспонируйте каждую ноту согласно новой тональности, следя за ключевыми знаками.
Проверка результата:
- После транспонирования просмотрите упражнение, чтобы убедиться, что все ноты и аккорды находятся в правильной тональности.
- Проверьте, чтобы мелодическая линия и гармония соответствовали оригиналу, только в новой тональности.
Практика:
- Попробуйте пропеть или проиграть получившиеся упражнения, чтобы убедиться, что транспонирование прошло успешно и звучит гармонично.
Процесс транспонирования требует внимательности, особенно если в упражнениях присутствуют сложные аккорды или мелодические линии. Если вы не уверены в своих силах, можно воспользоваться музыкальными программами или приложениями, которые могут помочь в автоматическом транспонировании.