Йозеф Гайдн, один из наиболее значительных композиторов эпохи классицизма, написал множество симфоний, в которых использовал разнообразные инструменты. Однако состав оркестра в его симфониях не всегда был одинаковым, и некоторые деревянные духовые инструменты присутствуют не во всех его произведениях.
Флейта: Хотя флейта часто встречается в симфониях Гайдна, она не используется во всех его симфониях. В ранних произведениях (например, в некоторых из первых 50 симфоний) флейта иногда отсутствует, поскольку оркестровый состав того времени был менее стандартным и более вариативным.
Гобой: Гобой является одним из основных деревянных духовых инструментов, и он чаще всего встречается в симфониях Гайдна. Однако есть некоторые симфонии, где гобой может быть заменен или дополнен другими инструментами.
Кларнет: Кларнет появился в оркестре позже, чем флейта и гобой, и Гайдн начал использовать его в своих симфониях только в более поздние периоды творчества. Таким образом, в ранних симфониях этого инструмента нет.
Фагот: Как и гобой, фагот является важной частью оркестра эпохи классицизма. Однако в некоторых ранних симфониях Гайдна фагот может отсутствовать или его партия может быть минимальной.
Английский рожок: Этот инструмент встречается значительно реже в симфониях Гайдна. Его использование характерно для более позднего периода и для тех произведений, где композитор стремился к особым тембровым эффектам.
Контрафагот: Контрафагот, являющийся редким и специфическим инструментом, используется очень редко в симфониях Гайдна. Он добавляется только в некоторых произведениях для создания определенных звуковых эффектов и усиления нижнего регистра оркестра.
Таким образом, наиболее вариативными и не всегда присутствующими деревянными духовыми инструментами в симфониях Гайдна являются флейта, кларнет, английский рожок и контрафагот. Этот факт отражает эволюцию оркестрового состава и индивидуальные предпочтения композитора в разные периоды его творчества.