Франц Шуберт, австрийский композитор, внёс значительный вклад в развитие фортепианной музыки начала 19 века, хотя он не создавал совершенно новых жанров в буквальном смысле слова. Однако его подход к композиции и интерпретации существующих форм значительно обогатил музыкальный язык и повлиял на развитие романтической музыки. Шуберт известен своими инновациями в следующих жанрах:
Классическая соната - Шуберт написал ряд фортепианных сонат, которые, хотя и следуют общей структуре классической сонаты, часто отличаются необычной глубиной эмоций и мелодическим богатством. Его поздние сонаты (например, Соната B-Dur, D 960) показывают сложность структуры и глубину содержания, что было новаторским для его времени.
Импромптю - Шуберт превратил это краткое музыкальное произведение в полноценную художественную форму. Его импромптю отличаются лиричностью и экспрессивностью, они часто содержат сложные гармонические и ритмические структуры. Примеры включают импромптю Op. 90 и Op. 142.
Музыкальные моменты - Шуберт также развил этот жанр (например, в его "Моментах музыкальных", D 780), которые характеризуются краткостью и ярко выраженными настроениями. Каждый из шести моментов музыкальных имеет своё уникальное настроение и характер, что позволяет слушателю испытать широкий спектр эмоций.
Лидер на фортепианную тему - Хотя это не жанр фортепианной музыки в чистом виде, но Шуберт использовал фортепиан как важное средство для выражения эмоциональной глубины в своих песнях. Фортепиан не просто сопровождает вокал, но полноценно участвует в музыкальной интерпретации, что было относительно новым подходом для того времени.
Таким образом, Шуберт не "ввёл" новые жанры в строгом смысле этого слова, но существенно развил и обогатил те жанры и формы, которые уже существовали, внося в них новые элементы глубины, эмоциональности и комплексности.