Ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си, как часть западной музыкальной нотации, были введены в XI веке монахом и музыкантом Гвидо д'Ареццо (Guido d'Arezzo). Он жил в Италии и был бенедиктинцем, а его новаторские идеи значительно повлияли на развитие музыкальной теории и образования.
До Гвидо музыкальная нотация была крайне примитивной и сложной для понимания. Гвидо разработал систему, которая значительно упростила процесс обучения и исполнения музыки. Основой его системы послужила гимническая мелодия "Ut queant laxis", посвященная святому Иоанну Крестителю. Каждая строка гимна начиналась с ноты, поднимающейся на одну ступень по шкале, и Гвидо использовал первые слоги каждой строки для обозначения нот:
- Ut queant laxis (до)
- Resonare fibris (ре)
- Mira gestorum (ми)
- Famuli tuorum (фа)
- Solve polluti (соль)
- Labii reatum (ля)
Позже нота "ut" была заменена на "до" в итальянской музыкальной традиции, так как "до" легче произносить и петь. В некоторых странах, таких как Франция и Испания, до сих пор используется "ut". Нота "си" была добавлена позже для завершения октавы; это произошло в XVI веке. Название "си" было составлено из первых букв слов "Sancte Ioannes" (Святой Иоанн).
Система Гвидо д'Ареццо также включала разработку "ручной нотации" (Guidonian hand), где каждая часть руки (суставы и кончики пальцев) символизировала определённые ноты, что значительно облегчало запоминание мелодий и обучение певцов.
Таким образом, Гвидо д'Ареццо сыграл ключевую роль в создании системы, которая стала основой для современной музыкальной нотации и существенно облегчила процесс обучения музыке.