Музыкальная форма, в которой после каждого нового эпизода повторяется рефрен (припев), называется рондо. Эта форма была популярна в музыке эпохи барокко и классицизма, а также использовалась в романтической и современной музыке.
Основная структура рондо состоит из чередования рефрена (A) и эпизодов (B, C, D и т.д.), что может быть представлено как ABACADA и так далее. Рефрен в рондо является ключевым элементом, который возвращается после каждого нового эпизода, создавая ощущение повторяемости и устойчивости. Эпизоды, в свою очередь, представляют собой контрастные секции, которые вносят разнообразие и новизну в композицию.
Существует несколько типов рондо, в зависимости от количества и характера эпизодов:
Простое рондо: Это самая базовая форма, в которой рефрен чередуется с контрастирующими эпизодами. Обычно имеет структуру ABACA.
Большое рондо: Здесь добавляется больше эпизодов и рефренов, что делает форму более сложной и расширенной. Примером может служить структура ABACADA.
Сонатное рондо: Это гибридная форма, сочетающая элементы рондо и сонатной формы. В этой форме рефрен может играть роль главной темы, а эпизоды могут включать разработку и репризу, как в сонатной форме. Примером может служить структура ABACABA.
Рондо часто использовалась в финальных частях сонат, симфоний и концертов благодаря своей жизнерадостной и легко узнаваемой форме. Классическими примерами рондо являются финалы многих симфоний и сонат Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Франца Йозефа Гайдна.
В современном музыкальном контексте элементы рондо могут быть найдены и в популярной музыке, где повторение припева после каждого куплета создает схожую структуру.