В народной музыке и в теории западной музыки часто используются модальные лады, которые представляют собой различные последовательности тонов и полутонов. Рассмотрим шесть основных ладов, начиная от ноты соль (G):
Ионийский лад (Мажорный лад):
- Последовательность тонов и полутонов: Т-Т-П-Т-Т-Т-П
- Для ноты соль: G - A - B - C - D - E - F# - G
Дорийский лад:
- Последовательность тонов и полутонов: Т-П-Т-Т-Т-П-Т
- Для ноты соль: G - A - Bb - C - D - E - F - G
Фригийский лад:
- Последовательность тонов и полутонов: П-Т-Т-Т-П-Т-Т
- Для ноты соль: G - Ab - Bb - C - D - Eb - F - G
Лидийский лад:
- Последовательность тонов и полутонов: Т-Т-Т-П-Т-Т-П
- Для ноты соль: G - A - B - C# - D - E - F# - G
Миксолидийский лад:
- Последовательность тонов и полутонов: Т-Т-П-Т-Т-П-Т
- Для ноты соль: G - A - B - C - D - E - F - G
Эолийский лад (Минорный лад):
- Последовательность тонов и полутонов: Т-П-Т-Т-П-Т-Т
- Для ноты соль: G - A - Bb - C - D - Eb - F - G
Каждый из этих ладов имеет своё уникальное звучание и характер. Например, ионийский лад звучит как традиционная мажорная гамма и часто ассоциируется с радостью и светом, в то время как эолийский лад соответствует минорной гамме и может вызывать более меланхоличные или задумчивые чувства. Лады, такие как фригийский или лидийский, менее привычны для западного уха, но часто используются в этнической музыке и придают ей особый колорит.