"Великий колокольный звон" – это одна из частей фортепианного цикла "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского. Этот цикл был написан в 1874 году и вдохновлен выставкой картин и рисунков его друга, художника Виктора Гартмана. Каждая часть цикла представляет собой музыкальную интерпретацию одной из работ Гартмана.
"Великий колокольный звон" (или "Богатырские ворота в Киеве") является завершающей частью цикла. Эта пьеса была вдохновлена проектом Гартмана для городских ворот в Киеве, который был предложен в честь спасения императора Александра II от покушения в 1866 году. Хотя проект ворот так и не был реализован, он оставил глубокое впечатление на Мусоргского.
В музыкальной интерпретации "Великий колокольный звон" Мусоргский создает величественное и торжественное произведение, которое передает монументальность и величие архитектурного замысла. В пьесе чувствуется величие и мощь, что достигается путем использования широких аккордов, медленного темпа и имитации звона колоколов.
Музыка создает образ величественных ворот, через которые проходят богатыри, символизирующие силу и мощь русского народа. Это произведение также можно рассматривать как музыкальную метафору для национального духа и гордости.
Таким образом, "Великий колокольный звон" рассказывает о проекте городских ворот, которые должны были символизировать национальную гордость и единство, а также о самом духе русского народа, его мощи и величии.