"Вальс-Фантазия" Михаила Глинки, написанный в 1839 году, представляет собой яркий и экспрессивный музыкальный образ, сочетающий в себе элементы романтизма и национального колорита. Эта композиция отличается своей динамичностью, эмоциональной насыщенностью и является одним из ярких примеров романтического вальса в русской музыке.
Сравнивая "Вальс-Фантазию" с вальсами из балетов "Спящая красавица" Петра Чайковского и "Золушка" Сергея Прокофьева, можно заметить, что хотя все три произведения написаны в форме вальса, они отличаются по настроению и характеру. Вальсы Чайковского и Прокофьева, входящие в балетные спектакли, более связаны с драматургическим контекстом и характерами персонажей.
Вальс из "Спящей красавицы" Чайковского нежен и мечтателен, он несёт в себе сказочное и волшебное настроение. Музыка Прокофьева для "Золушки" также обладает сказочной атмосферой, но при этом вносит элементы некой грусти и задумчивости, что связано с сюжетом балета.
Вальсы Фредерика Шопена, хотя и не являются частью балетного спектакля, но также отличаются глубокой лиричностью и романтичностью. Они нередко наполнены ностальгией и меланхолией, что делает их близкими по духу к лирическим вальсам Чайковского и Прокофьева.
"Вальс-Фантазия" Глинки, в свою очередь, более экспансивен и импульсивен. Он представляет собой своего рода музыкальное путешествие, полное изменений темпа и ритма, что придаёт ему характер фантазии на тему вальса. Этот вальс больше похож по духу на польские вальсы Шопена, хотя и обладает явно выраженной русской музыкальной идентичностью.
Таким образом, если сравнивать "Вальс-Фантазию" Глинки с другими вальсами на основе настроения и стиля, можно предположить, что он будет ближе к вальсам Шопена за счёт своей эмоциональной насыщенности и динамичности, хотя и сохраняет уникальные черты русской музыкальной традиции.