Конечно! Разрешение увеличенной кварты (ув4) и уменьшенной квинты (ум5) в различных тональностях — это важный аспект гармонии, который помогает создать плавные переходы между аккордами. Давайте рассмотрим это детально для тональностей Ля мажор и Ля бемоль мажор.
Ля мажор
В тональности Ля мажор (A major) состав аккордов следующий:
- Тоника (I): A (Ля)
- Субдоминанта (IV): D (Ре)
- Доминианта (V): E (Ми)
Увеличенная кварта (ув4) в Ля мажор
Увеличенная кварта в Ля мажоре строится от первой ступени (A) и будет D#. Увеличенная кварта разрешается в малую терцию (m3), то есть D# разрешается в E.
Пример:
- A - D# (ув4)
- Разрешение: D# → E
Уменьшенная квинта (ум5) в Ля мажор
Уменьшенная квинта строится от пятой ступени (E) и будет Bb (или A#). Уменьшенная квинта разрешается в малую терцию (m3), то есть A# → B.
Пример:
- E - A# (ум5)
- Разрешение: A# → B
Ля бемоль мажор
В тональности Ля бемоль мажор (Ab major) состав аккордов следующий:
- Тоника (I): Ab (Ля бемоль)
- Субдоминанта (IV): Db (Ре бемоль)
- Доминианта (V): Eb (Ми бемоль)
Увеличенная кварта (ув4) в Ля бемоль мажор
Увеличенная кварта в Ля бемоль мажоре строится от первой ступени (Ab) и будет D. Увеличенная кварта разрешается в малую терцию (m3), то есть D разрешается в Eb.
Пример:
- Ab - D (ув4)
- Разрешение: D → Eb
Уменьшенная квинта (ум5) в Ля бемоль мажор
Уменьшенная квинта строится от пятой ступени (Eb) и будет A. Уменьшенная квинта разрешается в малую терцию (m3), то есть A → Bb.
Пример:
- Eb - A (ум5)
- Разрешение: A → Bb
Выводы
- В Ля мажоре ув4 (A - D#) разрешается в E, а ум5 (E - A#) разрешается в B.
- В Ля бемоль мажоре ув4 (Ab - D) разрешается в Eb, а ум5 (Eb - A) разрешается в Bb.
Эти правила помогут вам создавать гармонически правильные переходы между аккордами и придадут вашим композициям более профессиональное звучание.