Доминантсептаккорд с добавленной терцией (д43) — это аккорд, который строится на пятой ступени лада и включает в себя основные звуки доминантсептаккорда (квинту, терцию и септиму) с добавленной терцией. В данном случае мы будем строить д43 в тональностях, которые имеют три знака.
Сначала определим, какие мажорные и минорные тональности имеют три знака. Тональности с тремя знаками могут быть либо с тремя диезами, либо с тремя бемолями.
Тональности с тремя диезами:
- Ля мажор (A-dur): F♯, C♯, G♯
- Фа♯ минор (F♯-moll): F♯, C♯, G♯
Тональности с тремя бемолями:
- Ми♭ мажор (E♭-dur): B♭, E♭, A♭
- До минор (C-moll): B♭, E♭, A♭
Теперь построим д43 в каждой из этих тональностей.
Ля мажор (A-dur):
- Доминанта (пятая ступень) — это E.
- Доминантсептаккорд: E - G♯ - B - D.
- Добавляем терцию к доминанте: G♯.
- Получаем д43: E - G♯ - B - D - G♯.
Фа♯ минор (F♯-moll):
- Доминанта (пятая ступень) — это C♯.
- Доминантсептаккорд: C♯ - E♯ - G♯ - B.
- Добавляем терцию к доминанте: E♯.
- Получаем д43: C♯ - E♯ - G♯ - B - E♯.
Ми♭ мажор (E♭-dur):
- Доминанта (пятая ступень) — это B♭.
- Доминантсептаккорд: B♭ - D - F - A♭.
- Добавляем терцию к доминанте: D.
- Получаем д43: B♭ - D - F - A♭ - D.
До минор (C-moll):
- Доминанта (пятая ступень) — это G.
- Доминантсептаккорд: G - B♭ - D - F.
- Добавляем терцию к доминанте: B♭.
- Получаем д43: G - B♭ - D - F - B♭.
Таким образом, мы построили д43 в каждой из тональностей с тремя знаками. Этот аккорд добавляет богатство и напряжённость в гармоническую структуру, что делает его полезным в различных музыкальных контекстах.