В тональности ля минор (a-moll) доминантсептаккорды (доминантовые септаккорды) строятся на пятой ступени, которая является нотой ми (E). Для ля минора актуальна гармоническая разновидность, где седьмая ступень повышена (соль-диез, G#). Рассмотрим построение и разрешение следующих аккордов:
Доминантсептаккорд (д7):
- Строится на пятой ступени: ми, соль-диез, си, ре (E, G#, B, D).
- Разрешение: В натуральном ля миноре он разрешается в тонический аккорд (ля минор) — ля, до, ми (A, C, E). Соль-диез (G#) идет вверх на ля (A), си (B) идет вниз на ля (A), ре (D) идет вниз на до (C), ми (E) остается на месте.
Квинтсекстаккорд (д65):
- Строится на пятой ступени: соль-диез, си, ре, ми (G#, B, D, E).
- Разрешение: Соль-диез (G#) идет вверх на ля (A), си (B) идет вниз на ля (A), ре (D) идет вниз на до (C), ми (E) идет вверх на ми (E) (остается на месте).
Терцквартаккорд (д43):
- Строится на пятой ступени: си, ре, ми, соль-диез (B, D, E, G#).
- Разрешение: Си (B) идет вниз на ля (A), ре (D) идет вниз на до (C), ми (E) остается на месте, соль-диез (G#) идет вверх на ля (A).
Секундаккорд (д2):
- Строится на пятой ступени: ре, ми, соль-диез, си (D, E, G#, B).
- Разрешение: Ре (D) идет вниз на до (C), ми (E) остается на месте, соль-диез (G#) идет вверх на ля (A), си (B) идет вниз на ля (A).
Важно заметить, что разрешение доминантсептаккордов всегда происходит в тонический аккорд, где каждая нота септаккорда движется либо вверх, либо вниз, чтобы создать устойчивое и завершенное звучание в тонике.