Родственные тональности — это тональности, которые находятся в близком музыкальном родстве с исходной тональностью. В контексте ля минор (a moll) существует несколько типов родственных тональностей:
Параллельная тональность:
- Параллельной тональностью для a moll является до мажор (C dur). Обе тональности имеют одинаковое количество диезов и бемолей (ни одного), поскольку основаны на одних и тех же звуках, но с разной тоникой.
Минорная доминанта:
- Минорная доминанта ля минор — ми минор (e moll). Тональность ми минор также не имеет знаков альтерации и образует доминантовый аккорд (E) по отношению к ля минор.
Субдоминанта:
- Субдоминантой ля минор является ре минор (d moll). Субдоминантовый аккорд (D) служит переходом между тоникой и доминантой.
Относительные мажорные и минорные тональности:
- Относительная мажорная тональность для ля минор — до мажор (C dur).
- Относительная минорная тональность для ля минор — фа мажор (F dur), так как они имеют одно и то же количество знаков альтерации (один бемоль — B).
Мажорные и минорные тональности II, III и VI ступеней:
- II ступень: си уменьшенный (B dim) — это аккорд, построенный на второй ступени ля минор.
- III ступень: до мажор (C dur).
- VI ступень: фа мажор (F dur).
Основные аккорды ля минор:
- Тоника: ля минор (Amin).
- Субдоминанта: ре минор (Dmin).
- Доминанта: ми мажор (E) или ми минор (Emin).
Гармонический и мелодический минор:
- В гармоническом миноре седьмая ступень повышается на полутон (G#), что дает аккорды E7 и F#m7b5, добавляя краски и напряжения.
- В мелодическом миноре шестая и седьмая ступени повышаются на полутон при движении вверх (F# и G#), что приводит к аккордам Bm7b5 и C#m7b5.
Квинтовый круг:
- В квинтовом круге ля минор расположен рядом с ми минор (e moll) и ре минор (d moll), что также подтверждает их музыкальное родство.
Эти тональности и аккорды создают гармоническую основу, которая позволяет композиторам и музыкантам разнообразить музыкальные композиции, создавая переходы, модуляции и вариации в рамках одного музыкального произведения.