Си минор гармонический (Bm) — это минорная тональность, в которой седьмая ступень повышена на полтона по сравнению с натуральным минором. Это изменение придает гармоническому минору характерное звучание и специфические интервалы. Рассмотрим их подробнее:
Увеличенная секунда (ув2): В си минор гармоническом появляется интервал увеличенной секунды между VI и VII ступенями. В Bm это интервал между нотами Соль (G) и Ля-диез (A#). Этот интервал придает гармоническому минору восточный или цыганский оттенок и является одной из его ключевых характеристик.
Уменьшенная септима (ум7): Этот интервал возникает между I ступенью и VII пониженной ступенью. В Bm он образуется между нотами Си (B) и Ля-бемоль (Ab). Однако в контексте гармонического минора чаще говорят о малой септиме (m7) между I ступенью и VII ступенью, которая уже повышена: между Си (B) и Ля-диез (A#).
Увеличенная квинта (ув5): В гармоническом миноре этот интервал существует между III и VII ступенями. В Bm он формируется между нотами Ре (D) и Ля-диез (A#). Этот интервал также может быть воспринят как уменьшенная секста, добавляя дополнительное напряжение и интерес к гармоническим структурам.
Уменьшенная кварта (ум4): Этот интервал возникает между II и V ступенями. В Bm это интервал между нотами До-диез (C#) и Фа (F). Уменьшенная кварта, по сути, является эквивалентом увеличенной терции (ув3), которая также присутствует в структуре гармонического минора.
Эти интервалы делают гармонический минор уникальным и богатым на тональные краски. Важно понимать, что именно благодаря этим специфическим интервалам гармонический минор так часто используется в классической музыке для создания драматических и эмоционально насыщенных произведений.