Сольный вокальный номер, название которого пришло из литературы, называется "ария".
Арию можно определить как развернутую, законченной формы вокальную композицию, исполняемую солистом, часто сопровождаемую оркестром или фортепиано. Арии встречаются в операх, ораториях, кантатах и других вокально-симфонических произведениях. С точки зрения структуры, ария может быть одночастной или многочастной, и нередко включает в себя повторяющиеся музыкальные темы и вариации.
Термин "ария" происходит из итальянского языка, где он изначально обозначал любой напев, мелодию или песню. В литературе этот термин использовался ещё в эпоху Ренессанса и Барокко. В музыкальной практике XVII века ария стала обозначать конкретный тип вокальной композиции, которая отличалась выразительностью и технической сложностью.
Арии играют важную роль в оперных произведениях, так как дают возможность певцу продемонстрировать вокальное мастерство и эмоциональную глубину. В ариях композиторы часто передают ключевые моменты драмы, внутренние переживания и конфликты персонажей. Например, известные арии "Nessun dorma" из оперы Джакомо Пуччини "Турандот" или "Largo al factotum" из оперы Джоаккино Россини "Севильский цирюльник" стали символами оперного искусства и пользуются широкой популярностью.
Таким образом, ария как сольный вокальный номер имеет глубокие корни в литературе и музыке, являясь важным элементом вокально-драматических произведений и предоставляя уникальную возможность выразить самые тонкие нюансы человеческих эмоций через музыку.