В фа миноре гармоническом тритоны играют важную роль в создании напряжения и последующего разрешения, которое является основой гармонической динамики. Чтобы рассмотреть тритоны в этой тональности и их разрешение, давайте сначала определим составные части фа минорного гармонического лада и затем разберем тритоны и их разрешение.
Фа минор гармонический лад
Фа минор гармонический лад состоит из следующих звуков:
- Фа (F)
- Соль (G)
- Ля-бемоль (Ab)
- Си-бемоль (Bb)
- До (C)
- Ре-бемоль (Db)
- Ми (E)
Обратите внимание, что в гармоническом миноре седьмая ступень повышается на полутон, что создает увеличенный интервал между шестой и седьмой ступенями (в данном случае между Ре-бемоль и Ми).
Тритоны в фа миноре гармоническом
Тритон — это интервал в три тона, или шесть полутонов, который часто воспринимается как диссонирующий и требует разрешения. В фа миноре гармоническом можно выделить следующие тритоны:
Си-бемоль (Bb) - Ми (E):
- Это тритон между четвертой и седьмой ступенями.
- Разрешение: Си-бемоль может разрешиться вниз в Ля-бемоль (Ab), а Ми может разрешиться вверх в Фа (F). Это стандартное разрешение, ведущее к тоническому аккорду.
Ля-бемоль (Ab) - Ре-бемоль (Db):
- Это тритон между третьей и шестой ступенями.
- Разрешение: Ля-бемоль может разрешиться в Соль (G), а Ре-бемоль в До (C), что приводит к доминантовому аккорду.
Разрешение тритонов
Тритоны обычно требуют разрешения, чтобы восстановить гармоническую стабильность. В классической гармонии разрешение тритона часто ведет к созданию или завершению одного из основных аккордов — тоники, субдоминанты или доминанты. Рассмотрим два основных разрешения тритонов в фа миноре гармоническом:
Разрешение тритона Си-бемоль - Ми:
- Си-бемоль (4-я ступень) разрешается вниз в Ля-бемоль (3-я ступень).
- Ми (7-я ступень) разрешается вверх в Фа (1-я ступень).
- В результате мы получаем аккорд фа минор, который является тоникой.
Разрешение тритона Ля-бемоль - Ре-бемоль:
- Ля-бемоль (3-я ступень) разрешается в Соль (2-я ступень).
- Ре-бемоль (6-я ступень) разрешается в До (5-я ступень).
- Формируется аккорд до мажор, который может служить в качестве доминанты, особенно в каденциях.
Тритоны являются мощным средством для создания напряжения и последующего разрешения, что делает их незаменимыми в композиции и аранжировке. В фа миноре гармоническом они играют ключевую роль в переходах между аккордами и создании выразительной мелодической линии.