Тритон (уменьшенная квинта или увеличенная кварта) является интервалом, который состоит из трех целых тонов. В музыкальной теории этот интервал считается диссонирующим, и его разрешение играет важную роль в гармонии.
В контексте фа минорной тональности, давайте рассмотрим два основных тритона: тритон от ноты фа и тритон от ноты до.
Тритон от ноты фа:
- В фа миноре (Fm), тритон от ноты фа (F) до ноты си (B) является увеличенной квартой.
- Этот тритон появляется, например, в аккорде F7 (фа-септаккорд), который включает ноты F, A, C, и E♭.
- При разрешении тритона от ноты F (уходящего на квинту вверх) и ноты B (уходящей на квинту вниз), возможное разрешение будет в аккорд B♭7 (си-бемоль-септаккорд) или Gm7 (соль-минор-септаккорд). В случае фа минорной тональности, разрешение может быть в B♭7, который затем перейдет в аккорд E♭ (ми-бемоль-мажор), являющийся субдоминантой в фа миноре.
Тритон от ноты до:
- В фа миноре, тритон от ноты до (C) до ноты фа-диез (F♯) является уменьшенной квинтой.
- Этот тритон можно встретить в доминантовом септаккорде C7 (до-септаккорд), который включает ноты C, E, G, и B♭.
- При разрешении тритона от ноты C и ноты F♯ возможное разрешение будет в аккорд Fm (фа-минор). Нота F♯ разрешится на ноту G, а нота C на ноту E♭, образуя аккорд Fm.
Примеры разрешений в фа миноре
Тритон от F до B (увеличенная кварта):
Тритон от C до F♯ (уменьшенная квинта):
Конкретные примеры последовательностей аккордов в фа миноре
Последовательность с тритоном F-B:
F7 -> B♭7 -> E♭ -> Fm
Последовательность с тритоном C-F♯:
C7 -> Fm
Эти примеры показывают, как тритоны могут разрешаться в фа миноре, создавая гармонические напряжения и разрешения, которые обогащают музыкальную композицию.