Одним из самых известных произведений Модеста Петровича Мусоргского, в котором "оживают картинки", является его композиция "Картинки с выставки". Это произведение было написано в 1874 году в жанре фортепианной сюиты и позднее получило множество оркестровок, самой известной из которых является версия Мориса Равеля.
"Картинки с выставки" состоят из 10 частей, каждая из которых музыкально иллюстрирует конкретное произведение искусства или группу работ, представленных на выставке картин архитектора и художника Виктора Гартмана, друга композитора. Вот названия этих частей:
- "Гном" - музыкальное изображение карикатурного эскиза деревянной гномической фигурки.
- "Старый замок" - портрет средневекового замка с печальной мелодией в исполнении альт-саксофона (в оркестровой версии).
- "Тюильри (Дети, спорящие после игры)" - изображение детей, играющих и ссорящихся в парижском саду Тюильри.
- "Быдло" - мрачное музыкальное описание польской крестьянской телеги, тяжело катящейся по дорогам.
- "Балет невылупившихся птенцов" - веселая и игривая часть, вдохновленная эскизом костюмов для балета из яиц.
- "Самуэль Гольденберг и Шмойле" - двойной портрет, показывающий различия в социальном статусе двух еврейских мужчин.
- "Лиможский рынок (Большая новость)" - яркая и шумная сцена рынка, где торговцы громко кричат, продавая свои товары.
- "Катакомбы (Римский склеп)" и "С мертвыми в языке мертвого" - темная, загадочная часть, где Мусоргский представляет себя встречающимся с душами ушедших в катакомбах.
- "Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)" - музыкальное изображение избушки ведьмы Бабы-Яги, движущейся на курьих ножках.
- "Богатырские ворота (в столице в Киеве)" - величественное завершение сюиты, изображающее воображаемые ворота в древний город Киев.
Каждая из этих частей передает уникальное настроение и характер соответствующего произведения искусства, демонстрируя гениальность Мусоргского в превращении визуальных образов в музыкальные картинки.