В музыкальной теории термины "устойчивые", "неустойчивые" и "вводные" ступени применяются для описания функциональных характеристик ступеней в гамме. Для мажорных гамм с двумя знаками при ключе, такими как D-мажор (два диеза: F# и C#) и B-мажор (два бемоля: Bb и Eb), функциональные характеристики ступеней остаются такими же, как и для любой другой мажорной гаммы.
Устойчивые ступени - это те, которые создают ощущение завершенности и стабильности. В мажорной тональности это:
- I ступень (тоника) – основа тональности, наиболее устойчивая и завершающая.
- IV ступень (субдоминанта) – также достаточно устойчива, часто используется для передачи чувства движения к тонике.
- V ступень (доминанта) – несмотря на свою неустойчивость, в контексте разрешения на тонику она воспринимается как завершенная.
Неустойчивые ступени - ступени, которые требуют разрешения или продолжения, поскольку создают ощущение напряжения или незавершенности. В мажорной тональности это:
- II ступень (супертоника) – часто используется в движении к субдоминанте или доминанте.
- III ступень (медианта) – может служить как разрешение в доминантных аккордах.
- VI ступень (субмедианта) – часто используется как альтернативное разрешение к тонике или в движении к доминанте.
- VII ступень (ведущий тон) – самая неустойчивая ступень, всегда стремится разрешиться на тонику.
Вводные ступени - это ступени, которые не имеют четкой функциональной роли, но используются для создания определенного музыкального эффекта или для украшения мелодии. В классической гармонии четко выделенных "вводных" ступеней нет, однако можно считать, что любая ступень, используемая в нестандартной роли или в неожиданном контексте, может выполнять "вводную" функцию.
Таким образом, в гаммах D-мажор и B-мажор устойчивыми будут ступени D, G, A для D-мажора и B, E, F для B-мажора; неустойчивыми - E, F#, C# для D-мажора и C, D, A, Eb для B-мажора. Вводные ступени могут варьироваться в зависимости от музыкального контекста.